Стиль пьяного (Цзуй Цюань) - это не стиль пьяницы

Перевод статьи с английского

Оригинал Drunken Not Drunkeness

Пришло время обсудить, чем является Цзуй Цюань, а чем нет, чтобы слухи и пересказы не были тем источником информации, на который люди ссылаются и полагаются. Причиной того, во что этот стиль превратился сегодня, является наша собственная ошибка, так как в нашей культуре часто преподносится как сенсация лишь небольшая часть тренировочного процесса и упускается из виду его цель и корни. Поэтому здесь я хочу попытаться рассмотреть стиль в целом от самых основ до продвинутых уровней.

Цзуй цюань является частью Китайской культуры и истории, т.к. первые упоминания о нем встречаются со времен классических шаолиньских безоружных техник (1507). Таким образом, с тех пор прошло уже более 500 лет.

К настоящему времени китайское общество породило множество разных стилей, часть из которых можно отнести к категории подражательных (Сян Син). Они включают стили животных и, конечно же, стили, имитирующие состояние человека, например, больного или пьяного.

Китайская культура, как и любая другая, негативно относилась к пьяницам, поэтому стиль получил название пьяного бокса. Если мы посмотрим на сегодняшние фильмы и шоу, то увидим, что практикующие цзуй цюань предсталяются людьми, зависящими от алкоголя. Цзуй Цюань всегда подвергался презрению в приличном обществе, хотя и пользовался интересом за свой уникальный вид.

Почему же он сохранился до сегодняшнего дня и не исчез полностью? Неужели его форма и внешний вид являются единственной причиной того, что он все еще жив? Почему он всё ещё практикуется в качестве прикладной системы? Особенно теми, кто хочет достичь настоящего мастества в искусстве?

Если бы ответ был простым, то не было бы необходимости писать эту статью. Давайте начнём с первых вопросов.

Надо ли нам пить, чтобы учить Цзуй Цюань? Ответ - и да, и нет. Первые этапы обучения являются имитацией движений и жестов пьяного человека. Для того, чтобы повторить эти движения в формах или поединке, нам вовсе не нужно быть пьяными или даже когда-либо пробовать алкголь. Но чтобы наполнить жесты смыслом и понять, почему они выглядят именно так, полезно испытать состояние, которое вы пытаетесь имитировать.

Но это не означает, что тренировки должны проходить в пьяном состоянии! Испытать это состояние однажды - достаточно, чтобы понять, каково это, когда тело слегка выходит из под контроля, появляется уверенность и теряется ощущение собственной силы. Когда я изучал этот стиль у своего учителя, он мне говорил буквально следующее: "употребление алкоголя является частью тренировочного процесса". Поскольку я был молод, полон сил и желания научиться, он мог нанести мне какую-то травму в процессе тренировки и предложить алкоголь как обезбаливающее. Тренировал ли я формы в пьяном состоянии? Да. но под контролем учителя и менее трёх раз за всё время.

Теперь я знаю, что те мои несколько тренировок в пьяном состоянии даже близко не подходят к тому образу, который сложился в головах у людей на основе книг. Как я уже говорил, это было только на начальном этапе. Понять, что это за состояние, которое мы пытаемся скопировать, потренировать его, прочувствовать и идти дальше. Внешний вид боевого искусства не является боевым искусством.

Итак, что же тренировки и употребление алкоголя дают? Они расслабляют тело, приносят уверенность, ухудшают баланс и представялют работу ног, которую мы пытаемся симитировать. Это, конечно, полезные уроки, но сама идея, что для тренировки Цзуй Цюаня нужно быть в состоянии опьянения, уже должна казаться глупой. Однажды ночью, когда я тренировался с учителем, он напоил меня так сильно, что я едва мог стоять на ногах. Шаг по лепестку лотоса был в тот момент не методом, а способом устоять. "Вот, как это ощущается, вспомни это завтра" - сказал учитель. Это было уроком и тем, что я привнес в тело на следующий день. Ощущения были воссозданы на основе памяти без упортебления алкоголя.

Теперь можно увидеть, как наше искусство развивается, и акцент смещается с внешних движений пьяного на ощущения опьянения. Расслабление, гибкость, состояние беззаботности и "моря по колено" затем воспроизводится из памяти и используется как часть стиля. Теперь вы можете сказать, что тренировки улучшили ваше мастерство. Но это всё ещё оставляет нас с формами, что на счет отличительных особенностей пьяного?

Формы пьяного стиля

Я использую слово формы вместо движений или техник сознательно. Формы - это позиции и их отличительный вид, которые формируют движения и техники. Но без правильной округлости и наполненности форм стиль будет слабым и бесполезным. Итак, формы Цзуй Цюань приходят из внешнего вида пяьного человека и, конечно же, из рассказов о Бессмертных. Существует много поэтических упоминаний характерных для пьяного стиля, как например бочка вина, бутыль из тыквы на животе, кулак, удержавающий чашу. Это не просто отличительные формы, но определенные символы, формирующие конкретные настроения, используемые в стиле. Каждая из этих форм имеет свое собственное обоснование. Без изучения этих причин практикующий просто имитирует движения вместо реальной тренировки.

Бочка

Бочка формирует округлые руки и спину, а также вогнутую грудь для тренировок и применения. Она так же часто упоминается, как большой живот Чжунли (Zhongli), вновь вызывая ассоциацию округлости и тяжести тела и движений, генерируемых с ее помощью. Бочка наполнена вином только на половину, таким образом, каждое движение сопровождается всплесками из стороны в сторону внутри стенок бочки (как это можно видеть в базовом комплексе Фу Чжу Гун Фа (Fu Zhu Gong Fa) в упражнении "омывать бочку" (Wash the Barrel)). Вместе с обязательным расслаблением (фан сун) это тренирует некую неуловимую тяжесть, которая должна ощущаться в теле во время тренировок.

Эта тяжесть подобна той, которая обретается через глубокую практику железной ладони. Она позволяет снять мышечные напряжения, чтобы сила могла свободно перемещаться в теле, нигде не застревая. Конечно же, тяжесть (Чен Чжун Цзир Chen Zhong Jin) - это отдельная большая тема, но она была описана в других моих статьях.

Округлость бочки и тела также создает возможность генерировать давление вовнутрь и наружу бочки. Давление наружу (Пэн Цзир Peng jin) создает ощущение заполнения пространства, в котором вы находитесь. И в момент, когда вы встречаетесь с противником в этом пространстве, происходит взрыв (Фа Цзир fajin), который может нанести серьезный ущерб противнику. Давление вовнутрь можно увидеть в первой форме сразу после движения "пьяный поднимает бочонок", когда скрещенные руки движутся навстречу груди. Это сдавливающее усилие, обуловленное сжатием пространства, которое было определено формой тела. Часто используется в поединке, когда часть тела вашего противника попадает в пространство бочки. Я видел, как мой брат по стилю Пол использовал эту технику на улице однажды ночью после неудачного караоке. Он прихватил затылок своего противника и этим движением сломал ему нос.

Форма бочки, которая теперь не просто поза, но реальная форма (Син), наполненная потенциальной энергией (Цзир), теперь может использоваться, чтобы менять пространство, опрокидывать, прихватывать и преятствовать или бить противника. Как можно видеть, техники являются методами для этого. Форма позволяет им работать.

Бутыль в форме тыквы

Она символизирует то, как Цзуй Цюань рассматривает даньтяни. Бутыль из тыквы - это сосуд для питья, в котором нижняя часть уподобляется нижнему даньтяню. Снова сосуд заполнен наполовину густым вязким вином, которое плещется и движется внутри с большой тяжестью. Даньтянь, как резервуар посленебесной ци, легко заполняется жидкостью, которая расходуется на фунции тела. Когда ум (И) приводит даньтянь во вращение, сосуд движется, быстро расплёскивая вино о стенки, создавая движущую силу, наполненную весом тела. Это развивается в более сложную концепцию "Пустого тела, наполненного вином живота", где содердимое сосуда проливается и через тело направляется к движущейся конечности. Конечность, наполненная тяжелой жидкостью по мере движения выполняет удары, блоки и т.п. Вино подразумевает большую уверенность, расслабление, незнание своих собственных сильных сторон. Очевидно, вы хотели выпить, чтобы наполнить живот вином!

Кулак, удерживающий пиалу

Эта форма имеет несколько фундаментальных частей. Первая и самая главная - это очень расслабленное состояние. Это не сжатый жестко кулак с отставленным большим пальцем, кулак мягкий и раскрытый. Форма пиалы заметна, но с трудом удерживается на месте. Запястье мягкое и чуть согнуто, что подразумевает состояние слабости по отношению к противнику. Но это в наших интересах. Соедините эту игру ума с шагом сюй бу круглой спиной и утопленной грудью, и вы получите очень слабую с внешнего вида позицию - идеальную, чтобы противник стал самонадеянным и стал рисковать сильнее, чем стоило бы.

Эта форма может быть изменена во время удара (еще одно заблуждение) в зависимости от ситуации, она может превратиться в кулак, ладонь, крюк, нож. Много любителей ушу так сильно стараются придерживаться формы, что умение сражаться отходит на второй план. Они фанатично придерживаются тех форм рук, которые присутствуют в их стиле. Цзуй Цюань не сводится только к необычной позе и специфичной форме кулака.

Итак, теперь у нас есть база для того, чтобы составить представление о том, что такое пьяный кулак. Если добавить сюда ещё таолу, то может показаться, что всё выучено. На самом деле это только начало обучения. Привязанность к такому взгляду является только частью проблемы. Мой собственный Цзу Цюань менялся, рос, расширялся, твердел, размягчался и колебался в разных направлениях на протяжении последних 20 лет. Выглядит ли он как пьяный, когда я делаю форму? Конечно. Забочусь ли я об этом? Нет. Что я пытаюсь донести до своих учеников, кто дошел до этого базового, так это то, как пьяный ощущается, когда касается вас или вы касаетесь его. Появление навыка это хорошо, но давайте не забывать о том, что цзуй цюань - это боевое искусство. Суть китайских боевых искусств состоит в том, чтобы уничтожить врага как можно быстрее и проще. Вам нужно прикоснуться к искусству, чтобы изучить искусство.

Ощущения

Ощущение от прикосновения к мастеру Цзуй Цюань должно отличаться от других стилей (во всяком случае на начальном уровне). Это не просто риторика, когда говорится, что нужно быть более мягким, текучим, тяжёлым. Именно таким должен ощущать вас ваш противник. Ударить по мастеру Цзуй Цюань - всё равно что ударить по мешку с водой, а если он бьёт вас, то это подобно тому, как если бы на вас сбросили мешок с водой сверху (или снизу).

Фиксированные позы и остановки в конце удара напрочь отсутствуют в Цзуй Цюань. Противнику должен заботиться о том, большие ли у вас мышцы, но вам должно быть всё равно. Не надо смотреть фильмы с Джеки Чаном и думать, что так же всё происходит в действительности. Фильмы - это фильмы, и ему нужно было выглядеть опредённым образом. Вам нужно быть мягким, тонким и опасным.

Толкаться с пьяным означает, что он будет опираться на вас, обнимать вас, раскачиваться и управлять вашим телом. Поразить противника в Цзуй Цюань означает не "ударить", а махнуть наугад сквозь пространство, и случайно достичь цели. Есть большая разница между тем, чтобы ударить пальцем и ударить пальцем в темноте. Если ваше тело ожидает удара, то оно зажимается и замедляется. Даже сам практикующий Цзуй Цюань оказывается удивлён, когда удар достигает цели.... прости друг, должно быть я немного перебрал.

Пьяный подобен реке, текущей к самой нижней точке, дереву, изгибающемуся на ветру. Его действия естественные, неспешные и тяжелые.

Шаги

Шаги тренируются в перемещениях по лепестку лотоса. Но являются ли эти перемещения шагами? Да и нет. Тренировка шагов кажется произвольной. Ученики всегда слушают учителя и выполняют, надеясь, что однажды что-то особенное прояснится. Этот метод очень хорош для тренировки физического аспекта шага, но он не является техникой. Это цель, основа техники.

Шаг не делается целенаправленно. Цель присутствует не более, чем у пьяного, когда он решает, куда поставить ногу. Ситуация движет вашими ступнями. Противник толкает ваши ноги своими намерениями. Вы не отвечаете, а просто движетесь вместе с ним. Противник наступает, вы разворачиваетесь, вы наступаете, вы поворачиваетсь. Ппротивник двигается в сторону, вы следуете и поворачиваетесь. Сохраняй правильную дистанцию, постоянно переставляй ноги и прекрати строить планы во время поединка! Первое правило, которое учитель нам втолковывал "если руки двигаются, ноги должны двигаться". И теперь я втолковываю это правило своим ученикам.

Мы являемся северным стилем, движения наших ног должны быть осознанными, живыми, лёгкими, гибкими. Позволь им двигаться, чтобы найти твою цель и поддерживай правильную дистанцию. Перемещения по лепестку лотоса содержат всё это. Как только этот шаблон укоренится в вашей голове, позвольте ему меняться, адаптироваться и становиться тем, чем он должен быть.

Умение добраться до места назначения - огромная часть стиля семьи Ма Цзя, независимо от того, применяете вы Цзуй Цюань, или нет. Наша цель - попытаться оказаться в ситуации, когда можно атаковать противника сзади. Не обязательно атаковать спину, но нужно суметь оказаться за спиной и иметь возможность выбирать направление атаки. Поговорка гласит: "Смотри в ухо своему противнику". Делай это и многие круговые удары обретут иной смысл.

Это начало обретения гунфу в Цзуй Цюань. Пожалуйста, внимательно отнеситесь к пьяному стилю, поскольку он не похож на ваши формы, техники, шаги. Цзуй Цюань - это Инь ответ на Ян действия, мягкость побеждает жёсткость. Тяжёлая сила без напряжения, способ мышления, который подобен горам и рекам. Преподнесите это своему противнику, и он не будет знать, откуда вы пришли. А если спросит - скажите, что с Железной Горы.