Разливая вино и раскрывая секреты стиля
Перевод статьи с английского
Оригинал Spilling Wine & Secrets
Цзуй Цюань 醉拳 обычно переводится как «Пьяный стиль». Является одним из наиболее редких, тщательно охраняемых и неправильно понимаемых стилей боевых искусств. Его можно найти среди скрытых разделов других более популярных стилей Севера и Юга Китая. Как более продвинутая форма или система он практически не встречается в чистом виде за пределами закрытых дверей. Цель этого сайта - создать ресур для людей, которые хотят узнать об этом стиле, его концепциях, принципах, а также помочь найти учителей, обучающих этому стилю.
Цзибэньгун 基本功
Переводится как «базовая работа», и этот раздел посвящен базовому пониманию того, чем является Цзуй Цюань с точки зрения традиционных китайских боевых искусств и культуры. Хотя эта статья не предназначена для обучения, культурный контекст и исследование искусства, оказывают прямое влияние на качество понимания. Цзибэньгун, описанный ниже, предназначен для того, чтобы дать общий обзор тренировок в стиле Цзуй Цюань, чтобы вы могли лучше понять, на что обращать внимание в учителе, тренировках или стиле.
Подражательный стиль
Китайские боевые искусства могут быть разделены на несколько групп, одна из которых исторически получила название подражательных стилей. Эти стили известны тем, что практикующие подражают внешнему виду животных, духу или в данном случае состоянию опьянения. Внешне Цзуй Цюань напоминает пьяного человека, который спотыкается, падает и крутится. Но это только внешний вид, а не состояние ума человека во время тренировки или боя.
Искусство обмана
При обсуждении стиля и его внешнего вида всегда встаёт идея обмана. Важно понимать, что ваш противник очень, очень маловероятно поверит, что вы действительно пьяны. Вы были трезвыми минуту назад, к тому же пьяный стиль не является неизвестным настолько, чтобы таким поведением ввести в заблуждение.
Главная идея обмана заключается в странных углах и тактике, не ортодоксальных методах, которые удивляют противника и являются труднопредсказуемыми. Рассматривая движения в пьяном стиле в сравнении с более «нормальными» или ортодоксальными стилями или методами, важно понимать, что «Пьяный настолько обманчив, что вводит в заблуждение своих собственных исполнителей».
Пословица «Ум трезвый, тело пьяное» является очень важной, поскольку очень легко попасть в ловушку внешних аспектов стиля и позволить уму стать затуманенным, потеряв цель движений и тактику стиля. Мой учитель Цзуй Цюань сравнивал этот стиль с торнадо. Ум остается спокойным в центре в то время, как движения вращаются вокруг. Трезвый внутри, пьяный снаружи.
Внутренний / внешний
Я не намерен сейчас углубляться в споры о внутренних и внешних боевых искусствах, но упомяну, что Суль Лутан ввел термин Нэйцзя не так давно в истории боевых искусств. Мне кажется, что во многих стилях рано или поздно встречается концепция инь ян.
В Шаолине (если верить легендам) были с самого начала три комплекса внутренних упражнений - преобразование мышц и сухожилий, промывание костного и головного мозга и 18 ладоней Лоханя. Значительная часть внешних форм этих трех комплексов трансформировалась в Шаолиньское ушу.
Тайцзи Чень начинается со внешнего изучения форм, становится внутренним, когда изучается структура, выравнивание и принципы. А потом снова превращается во внешнее при изучении комплекса Пао Чуй, но в то же время опирается на внутренние принципы.
Не во всех стилях есть такой тип баланса, но в некоторых системах Цзуй Цюань это точно присутствует. Это начинается с внешнего обучения и подготовки тела, постепенно смещается в сторону внутреннего развития силы и структуры, в некоторых случаях включает нэйгун, медитацию и даже шаманские и духовные практики.
Север / Юг
Хотя большинство стилей, практикуемых сегодня, происходят с Юга страны, стили Севера по-прежнему существуют и ими занимаются вдали от общественности. Культурная революция в Китае (1966 - 1976) нанесла тяжелый удар по стилям на Севере, истребив многие из них. В то время, как Юг, оставаясь нетронутым, пострадал меньше. Большинство систем Цзуй Цюань, известных сегодня, происходят из южных стилей таких как, Чун Гар, Чой Ли Фут и др. Хотя северные системы кажутся более редкими, их все еще можно найти в стилях типа Орла, семьи Ма (Ma Jia Quan - Ma Family Style) и других менее известных или местных.
Театральное представление или Боевая система
Большинство представлений в стиле Цзуй Цюань сегодня можно увидеть в современном ушу. Он был адаптирован из-за эффектности техник, акробатики и множества возможностей произвести впечатлений на судей путем демострации гибкости или необычных методов. К сожалению, это омрачило традиционные стили в глазах публики, так как эти стили стало не интересно смотреть «среднему» человеку. В современном ушу нет ничего плохого, это очень зрелищное спортивное мероприятие. Но это искусство для демонстрации, не для боя.
Стоит упомянуть о демонстрационных (не прикладных) техниках, котрые просочились в Цзуй Цюань. Традиционный Цзуй Цюань имеет ярко выраженный боевой аспект помимо других, присущих этому стилю. Тренировать Цзуй Цюань без прикладного аспекта - все равно что вырвать его клыки. И это не только медвежья услуга, но и кастрация для будущих поколений.
Оружие
Тренировки с оружием в наши дни кажутся чем-то устаревшим, но навыки, которым учит оружие, часто ускользают из вида Конечно же, умение владеть оружием, умение фактически использовать его в спарринге эффективно (а не просто покружиться с ним) очень важно. Без понимания как его использовать в поединке, тренировка превращается в бессмысленную гимнастику. Но оружие передает навык, котрый поначалу трудно заметить.
Каждое оружие действует как усилитель ошибок, делая их более явными и простыми для наблюдения. Это позволяет должным образом исправить до глубокого уровня детализации, к которому стремятся серьезные практики. Это не единственная причина оставить практику с оружием в наше время. Со многими видами оружия, как например с копьем, можно делать упражнения, которые объединяют тело более тонко, чем безоружные техники, как минимум - быстрее.
Встряхивание шеста в Цзуй Цюань используется, чтобы создать связи и каскады мышечных напряжений по всему телу, ускоряющие передачу силы к рукам, или в данном случае к копью. В Цзуй Цюань обычно используют такие виды традиционного оружия, как меч(цзянь), шест(гунь), сабля(дао) и др. Для каждого используются свои специальные методы, направленне на конкретную цель.