Немного о методах "Лю ши бафа" - 刘氏八法 , Чжитан Багуа люшисы шоу" 直趟八卦六十四手
Данное направление багуачжан мне довелось изучать после знакомства с учителем Лю в 2003 году. С тех пор прошло уже почти 16 лет, а изучение еще продолжается. Учитель Лю просил меня не распространять и не преподавать данное направление багуачжан, и до сих пор я следую обещанию. Сами формы этого направления я не передавал учащимся, но большой набор принципов, методов, тренировочных образов, идей помогали мне в работе, осознании и преподавании других направлений багуа чжан и синьи цюань. Большой опыт практики учителя Лю и его наставника Ван Пэйшэна помогали мне в освоении принципов и методов работы с телом и сознанием в стилях традиционного ушу Китая. Постоянно обращаясь к книгам и записям мастера Ван Пэйшэна, советам учителя Лю, я и сейчас продолжаю изучение и по возможности проникновение в понимание принципов и методов практики багуа чжан.
Вид данной техники или таолу багуа чжан встречается в разных направлениях данного стиля. Чаще всего данный метод используется как дополнительный комплекс приемов в виде линейных связок технических действий (ударов руками ногами, захватов, опрокидываний и бросков), которые собраны в восемь форм по восемь приёмов в каждой дорожке - тан. Поэтому и называют 64 приёма или "руки", выполняемых прямолинейно "чжи тан", в отличии от техник, которые практикуют при хождении по кругу. Используя данный комплекс приемов, преподаватели как бы предлагали более широкий выбор технических действий практикующим багуа чжан. Это связано с большим практическим опытом самого основоположника данного метода Лю Дэкуана.
刘德宽(1826―1911)по прозвищу 敬远Цзинюань - "Уавжаемый даже в дальних краях", в мире цзянху-улинь его называли 大枪刘 "Дацян Лю - Лю большое копьё" за его мастерство фехтования на копьях. Мастер Лю Дэкуан считается одним из восьми прославленных учеников основателя багуа чжан Дун Хайчуаня. Лю Дэкуан был родом из Цанчжоу - места эти всегда славились мастерами угун, разбойниками и охранниками караванов бяо. Еще в старые времена Цанчжоу был местом ссылки преступников и нарушителей закона. Также в Цанчжоу проживает с давних времен мусульманская община - хуэйцзу, которая славилась своими мастерами и направлениями в угуне. С молодых лет Лю Дэкуан изучал разные направления и стили угуна. У мусульманского мастера Ли Фэнгана он изучал методы Люхэ цюань и копейную технику люхэ цян. С молодых лет работая охранником и бяоши, объездил Север и Юг Китая. Учился у разных учителей. Перенимал и систематизировал техники и методы фехтования, борьбы и кулачного боя. Лю Дэкуан изучал технику бацзи цюань, юэши бафань шоу, синъи цюань изучал у мастера Лю Циланя, тайцзи цюань у мастера Ян Лучаня, также изучал технику Чжан (Сунси) тайцзи цюань.
Многие мастера синъицюань, тайцзи цюань и багуа чжан были его побратимами. С мастерами Чэн Тинхуа и Ли Цуньи они заключили союз, позволяющий последователям осваивать технику направления синъи цюань, багуа чжан и тайцзи цюань. Существует много легенд и преданий о подвигах и историях, которые происходили с этим мастером угун старого поколения. Можно прочитать рассказы о его встрече и "пробе копья" с Дун Хайчуанем. Известно, как он изучал 18 техник "дьявольской руки" у бандитов, о тайном изучении фехтования копьём-секирой с наконечником "квадратное Небо", сокрытии и тайной передаче техник копья и сабли - 直趟六十四手、七十二招、擒拿、岳氏连拳、散手、六趟戟法、八趟枪法及黑白鹞子枪、链子锤、钩镰剑、六合刀、八卦紫金刀、青龙刀、形意八卦掌、八卦太极拳 , а также и другие. Все эти рассказы похожи на "туман в горах" и романы о героях "уся" мира Улинь и Цзянху. Реальность событий тех времен утеряна и покрылась легендарным туманом. Достоверные сведения скупы и обрывисты. Ученики, поступавшие в обучение в разные годы и в разных местах и ситуациях, получали различное обучение - 刘国俊、刘风祝、高文成、赵鑫州、恒寿山、许禹生、刘光斗...
В зависимости от задач и исходных условий менялись и методы, и методика. Тем более что многие ученики уже учились до этого у других наставников или потом переходили в обучение к другим. В рукописи "Багуа синьу" и своих воспоминаниях к Люши бафа - чжитан багуа саньшоу, Ван Пэйшэн упоминает Лю Шицзюня, Чжу Цзяу, Чжао Синьчжоу, Гао Вэньчэна. Ван Маочжай и Ян Ютин (кроме тайцзи У, изучал багуа чжан, синъи цюань, тань туй...) вроде бы тоже оказали влияние на понимание и формирование техники Лю ши бафа.
Учитель Ван Пэйшэн был хорошо знаком с мастерами багуа чжан своего поколения в Пекине и явно знал различные варианты данной техники и другие линейные и круговые методы в ситемах багуа чжан Инь ши, Чэн ши, Лю ши... В направлении багуа чжан мастера Гао Цзыина, Го Гуминя и Ли Цзымина также передается таолу от Лю Дэкуана. Во многом есть сходства, но есть и большие отличия. Также немного отличаются и списки цюань пу приемов, входящих в единую форму-таолу. Это нормальное явление в процессе формирования системы при передаче знаний и опыта различными людьми. Тем более варианты 64 техник, преподаваемые самим Лю Дэкуаном, могли иметь отличия и варианты выполнения, так как наставник Лю Дэкуан формировал свое направление достаточно долгий период времени. В устных наставлениях к Люши бафа мастер Ван Пэйшэн отмечал, что знания, передаваемые ученикам, подобны "патре и старой рясе монаха" - они сами не могут принести ему богатства и славы. Они являются важным и минимальным набором инструментов и принципов для понимания процесса самопознания, изучения методов и проявлений, устройства в социальной среде, постижения Единого Закона.
Лю ши бафа - чжитан багуа в традиции Ван Пэйшэна представляет собой не просто таолу - форму из соединенных линейно 64 вариантов приемов, а именно отдельный, вполне самостоятельный стиль-метод. Линейная структура похожа на структуру методов стиля Юэши бафаньшоу, а многие приемы являются характерными техниками для системы багуа чжан. Также при тонком рассмотрении и практике данного метода заметно влияние техник и принципов фехтования копьем и саблей. Лю Дэкуан не просто освоил и передавал много разнообразных техник фехтования копьём, саблей, секирой Фантянь и др., но именно использовал эти навыки в реальных боях и смертельных поединках.
Весь метод Люши бафа основан на строгой теории, которая выражена в образах 64 гексаграм "Ицзина" и теории Усин. Образы "Ицзина" описывают требования к структуре тела - шэньфа и к самим проявлениям телесной работы в приемах и техниках. Каждое из 64 проявлений состоит из трех действий, которые "иллюстрируют" тот или иной принцип или применение техники - (в образе верхней и нижней триграммы и гексограммы "Ицзина" вместе). Таким образом техника демонстрирует и многообразие, и Единство Идеи, гармонию Единого Тела багуа и слаженность Единого Действия багуа. Почти каждый прием включает в себя и образное название, связанное с этнокультурной или исторической темой, персонажем, традицией. Устные и письменные комментарии этих образов и идей помогают понять смысл и техническую тонкость, заложенную в том или ином конкретном приёме. Названия приемов содержат явные и скрытые намёки на примеры из старой культурной традиции, которые были понятны людям прошлых лет, и помогают в освоении техник и методов. "Старый Монах, Чуский Баван, Чжан Фэй, Чжоу Цан, Ли Цюань, Ван Му, Байпао, Гуан Юй", ... "свирепые тигры, черные тигры, золотые цикады", ... примеры бытовых и сельхоз работ, связь с методами каллиграфии шуфа и прочее, помогают передать идею приема или технической тонкости работы шэньфа, юнфа. Если этого не знать, а просто фантазировать над образностью названия, то это только мешает обучению.
Очень многие формы или приемы содержат не только вариацию того или иного принципа шэньфа (методов для тела) или юнфа (методов применения). Если их практиковать отдельно, они будут являться важными цзибэньгунами - методами базовой проработки для техники буфа-шагов, шоуфа-рук, туйфа-ног, шеньфа-тела, нэйгун-внутренней работы. Наличие такой методики является важнейшим фактором для практики, без которого комплекс приемов остаётся только формальной формой. Помимо основного набора из 64 форм, в стиль входят и подготовительные багуа жаохуань сингуны, бачжуангунфа - методы подвижно-столбовой работы, усинбу - пять методов шаговых принципов, усинчжан - пять методов для техники ладоней (рук), дополнительные гунфа. Думаю, что есть еще методы, которые не передавались Ван Пэйшэном открыто.
Работа над изучением Люши бафа требует много времени и сил, к тому же требует именно разностороннего подхода для понимания идей и принципов, заложенных в её проявлениях. Ван Пэйшэн ценил в учениках свойство 拆 любознательного поиска - "копания, разделения, углубления в тонкости", при сохранении единства.
Порою в практике не столь важно точное выполнение исходной формы - "продольность или поперечность", право или лево-сторонности, уровня (верх-середина-низ), режима и кратности выполнения. Вариативность допускается. ВАЖНО соблюдение единства Тела при выполнении всех приёмов, сохранение принципов при всех применениях и проявлениях техник. Некоторые современники считают, что именно личность Ван Пэйшэна повлияла на такое наполнение и передачу Люши бафа. Это вполне возможно. Но это не противоречит принципам и идеям, заложенным самим Лю Дэкуаном, который не стеснялся вносить изменения в методы и методики. В записях Ван Пэйшэна я часто встречал старые выражения из цюаньпу и трактатов - "Тайцзи не имеет методов", "багуа чжан не имет восьми триграм", "наставник вправе менять методы и методики, но принципы должны пронизывать всё и сохраняться всегда".
Думаю, что такой подход очень трудный для изучения, но именно так можно сохранить и передать Живое Понимание, методы, методики, вариации форм и режимов практики, применения, которые собрали и систематизировали поколения старых мастеров. Не даром учитель Лю часто повторял слова учителя Ван Пэйшэна - "одним из самых важных принципов в учении является ЛИН - "Живое".