Багуа Чжан - 八卦掌 - традиционный стиль
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. "Ба Гуа" в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. "Чжан" переводится как "ладони" и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Кто, когда и где придумал багуачжан - неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, он случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померяться силами. Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики. Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся - учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.
Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.
У Дун Хайчуаня было много учеников, и каждого из них он обучал по-иному, сообразуясь с его личными особенностями. Так появились несколько различающиеся между собой ветви багуачжан. К настоящему времени их сохранилось три.
Первая идет от Инь Фу, который был телохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у Дун Хайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своего времени. Инь Фу владел лоханьцюань, и поэтому в его версии багуачжан предпочитают вести бой на дальней дистанции, техника больше основана на ударах, шаг по кругу используют не для выхода за спину противнику, а для ухода с линии атаки и захода сбоку, при исполнении комплекса четко видны выбросы силы.
Инь Фу был очень богатым человеком, именно на его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с именами всех учеников.
Другим знаменитым учеником господина Дуна был Чэн Тинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уезда Шэньсянь провинции Хэбэй, в молодости прославился как крупный мастер шуайцзяо. Потом он уехал на заработки в Пекин и получил прозвище "очковый Чэн", так как торговал очками в аптеке.
В его версии багуачжан стараются как можно быстрее приблизиться к противнику и выйти ему за спину, в технике много бросков, при исполнении комплексов стараются добиться непрерывности и скорости движений.
В 1900 году когда объединенные войска Англии, Франции, России и Германии взяли Пекин и стали грабить город, вооруженный двумя кинжалами Чэн Тинхуа и его младший брат Чэн Дяньхуа выскочили на улицу, и Тинхуа успел перерезать половину немецкого взвода прежде чем был застрелен.
Дяньхуа с голыми руками сумел прорваться сквозь окружение и убежал в родную деревню, где и жил до конца своих дней преподавая багуачжан. Все его искусство полностью перенял его четвертый сын - Чэн Юшэн. У Чэн Юшэна много лет учился Сунь Чжицзюнь, который в настоящее время работает заместителем главного инженера научно-исследовательского отдела Пекинского завода газового оборудования.
Третья ветвь багуачжан идет от Лян Чжэньпу, который был одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня. Ли Цзымин - ученик Лян Чжэньпу - до самой своей смерти в возрасте 90 лет считался крупнейшим мастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее время его преемником является Суй Юньцзян.
Характерной особенностью этой ветви багуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящих ударов.
Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая.
Первые несколько лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести.
Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней.
После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан" ("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь больших ладоней").
После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов", "Тайные ноги" и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений.
Интересным упражнением является "облет девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе.
Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде "боя с тенью", и т.п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами "железной ладони" и "железной рубашки".
Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают "короткое использование длинного оружия".
Помимо обычного копья используют еще и так называемое "двухголовое змеиное копье", имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись "острия петушиной лапы"
Материал взят с сайта http://wulin.com.ua